«У порога Нового Мира».

leonov zal428 января 2009 года в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха открылась персональная выставка скульптора Алексея Леонова «У порога Нового Мира». Вновь МЦР предоставляет свои залы для работ молодого мастера, за плечами которого несколько персональных выставок, две из которых прошли в стенах Музея имени Рериха.

Алексею Леонову – двадцать шесть лет, но о нем уверенно можно говорить как о состоявшемся мастере, творчество которого неразрывно связано с Учением Живой Этики. Многие залы Музея имени Н.К. Рериха украшают его скульптуры, воссоздающие в объеме картины Николая Рериха. Молодой скульптор обладает удивительным даром переносить образы с плоскости картины в объем, и если великий Роден в своих скульптурах «отсекал от камня всё лишнее», то об Алексее Леонове можно сказать, что он лишь добавляет картине глубину. Таковы его «Мадонна Орифламма», «Матерь Мира», «Ведущая» и многие, многие другие работы.

Высочайшую точность портретиста проявляет художник, создавая портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Эти бюсты, кажется, сияют внутренним светом, перед ними посетители выставки останавливаются надолго, вступая в одним им ведомый внутренний диалог с Учителями. Особенно хочется отметить работу «Елена. Мечта», воплощающую образ Елены Рерих в детстве. Основой для скульптуры послужила известная фотография, но скульптура Алексея Леонова не копирует ее – перед нами зримое воплощение юного духа, стремящегося к высотам Истины.

leonov foto2Известная пословица гласит, что истина глаголет устами младенца. И эта мудрость зримо воплощается в одном из лучших скульптурных циклов Алексея Леонова – в образах детей. Малыш, совершающий первые шаги по миру, – не это ли образ человеческой души, ежечасно открывающей для себя Вселенную? И в творчестве молодого мастера младенец становится символом духа, сохранившего себя в чистоте, сохранившего умение воспринимать мир не разумом, но сердцем, сохранившего ощущение сопричастности всему мирозданию... то качество, которое, увы, теряется с годами. И неудивительно потому, что эти младенцы восседают на лотосовых тронах – символах глубинной, сердечной мудрости. Так мастер использует иконографические мотивы буддизма для своих скульптур. Тибетской традиции присущ образ Будды-младенца, и Алексей Леонов воплощает его в своих работах, воплощает по-своему, не следуя канону, но переосмысляя его. Скульптор переносит образы детей и в работы на христианские темы. По праву одной из лучших его скульптур называют «Христос и дети». Эта композиция не может оставить равнодушным человека любых религиозных взглядов... Однако молодой мастер смело идет еще дальше, создавая образ Христа-мальчика, задумчиво взирающего в высь.

Сочетание буддийской и христианской традиции, при глубоком осмыслении каждой из них, – это одна из ярчайших черт творчества Алексея Леонова. Пожалуй, в этом он более чем в своих работах на рериховские темы, выступает истинным последователем Учения Живой Этики: не смешивая две величайшие духовные традиции человечества, он находит пути их синтеза – на уровне художественных образов. И как бы ни были совершенны скульптуры Алексея Леонова по образам Николая Рериха – в них молодой мастер остается лишь изумительным копиистом; но его собственные работы, не только визуализирующие идеи Живой Этики, но и воплощающие их в оригинальных, непредсказуемых образах, – это дает скульптору право называться не только последователем Николая Рериха, но и в высшем смысле слова – Учеником.

Отдельно хочется сказать об оформлении выставки. Скульптор, будучи одновременно и автором экспозиции, нашел очень простое и сказочно удачное решение: в простенках между скульптур висят фотографии других работ, не вошедших в эту выставку, – отчего пространство зала как бы раздвигается вглубь. Но еще удачнее делают выставку постаменты скульптур – из мореного резного дерева, они создают ритм экспозиции, отчего зал семнадцатого века, с его крестовыми сводами, кажется галереей древнего храма: множество колон уходят вдаль, и на каждой стоит священный образ.

В новостной статье невозможно перечислить даже половину тех скульптур, что представлены на выставке. Рамакришна и Вивекананда, Иоанн Креститель и Сергий Радонежский, Кришна и Лао-Цзы, «Богородица Умиление» и «Мадонна Литта»... эта галерея высших, чистейших образов ведет нас по нашему собственному пути к постижению Истины.

Остается лишь сделать шаг в гулкую тишину музейных залов.

 

Международный Центр Рерихов