Изготовление монументальной скульптуры

134324Резьба по дереву, а позже по камню формировалась и совершенствовалась на Руси веками. Резные украшения из дерева являлись характерной особенностью храмов, ими украшали дома, как бедняки, так и зажиточные горожане.

Феодальная раздробленность в 12-13 веке, децентрализация политической власти. Только мастерство ремесленников и археологов помогло восстановить общую картину высокого достояния культуры и искусств произведенных на свет в древнерусских городах.

2-я половина 12 столетия ознаменовалась стремительным расцветом монументально-декоративной скульптуры на Руси. Для этого времени характерно приобретение Владимиро-Суздальским княжеством особой силы, и желание стать новым демографическим центром Руси. Именно белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, в частности во времена Андрея Боголюбивого и Всеволода Большое Гнездо, отделка резьбой царских палат и храмов как ничто другое характеризует исконно русское искусство в целом. Это хорошо наблюдается в городе Владимир, Суздале, Юрьев-Польском – великолепные белокаменные строения - носители совершенно новых, ранее не изведанных идеалов. По правде их фасады стали каменной летописью неграмотных людей.

26

Для древнерусской скульптуры характерна декоративная резьба по камню и дереву, зачастую полихромная. Акцент художников был на пластическом выполнении лика святых, формы их тел скрывались под одеяниями, из-за чего может показаться, что фигуры выглядят плоскими.

Посуда и кухонная утварь также украшалась филигранной резьбой. Искусные резчики смогли максимально возможно отобразить народные традиции того времени, а виденье великолепного и изящного.

IMG 61253

С началом каменного строения в 10 веке, в Киеве начала появляться монументальная скульптура. Среди самых значимых работ – рельеф богоматери Одигитрии, который по словам ученых был окрасой Десятинной церкви.

Конечно, не правильно будет сказать, что монументальная скульптура была изобретена русскими умельцами, ведь во время строительных работ в Киеве при постройке каменных зданий было задействовано большое количество мастеров из Византии, Грузии и других стран с высокой художественной культурой.

Среди самых часто использованных образов – фантастические животные, маски, лики библейских правителей – именно это отображало местные духовные, общественные и политические интересы того времени.

Как раз посредством создания скульптурных циклов мастерам была дана возможность отразить народную философию и увековечить ее в нашей истории навсегда.

IMG 7778

Для некоторых древнерусская монументальная скульптура достаточно примитивна, но это не меняет тот факт, что именно она стала прародителем персональных стилей у многих известных скульпторов.

Непосредственность, присущий шарм и очарование простых форм сделала ее идеалом "простой" скульптуры.

IMG 6949

Стоит отметить, что именно интерес к монументально-синтетическим ликам скульптуры свидетельствует о гармоническом слиянии человечества с повторно познанными законами вселенной, которые подвластны исключительно способностям человеческого ума.